Вход


Торговых центров строят всё меньше

2 февраля в 18:06 1 119 Гаврилина Елена
Торговых центров строят всё меньше
За 2017 год в России построили 16 торговых объектов (арендуемой площадью 616 тыс. кв. м).

Такой показатель в два раза ниже, чем в 2016-м, и является минимальным за последние десять лет. Об этом говорится в отчете международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.
Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам") Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам")

Период, когда экономическая отдача росла пропорционально вводимым торговым площадям просто миновал. Отчасти из-за разразившегося кризиса и снижения покупательской активности граждан. Отчасти, из-за элементарного исчерпания ресурсов экстенсивной модели развития. На настоящий момент темпы прироста торговых площадей, особенно, если речь идёт о крупных объектах, никак не соответствуют фактической финансовой отдаче от столь существенных затрат. Сказывается и определенные насыщение супер-гигантскими торгово-развлекательными центрами, на фоне которых относительно небольшие по размерам торговые комплексы показывают куда большую рентабельность. Их близость к дому, возможность оперативно купить что-то необходимое, удобная локация увеличивают объемы продаж. Да и заполняемость арендаторами в некрупных торговых центрах, расположенных ближе к центру города или в густонаселенных районах, гораздо выше, чем у мега-комплексов, разбросанных на окраинах, где уровень вакантных площадей существенно выше. К тому же, следует учитывать и инертность самой отрасли возведения и эксплуатации крупных торгово-развлекательных центров. В отличие от малоформатного ритейла, возведение подобных комплексов занимает гораздо больше времени, из-за чего на рынке ввода коммерческой недвижимости периоды активности, когда за один год сдаются в эксплуатацию сразу несколько крупных ТРЦ, чередуются с периодами спада. В сложившихся условиях большинство девелоперов, специализирующихся на строительстве и эксплуатации крупной коммерческой недвижимости, переориентировались на усовершенствование и реновацию уже имеющихся торговых площадей, что в период кризиса более оправдано.

Тем не менее, Россия, как и большинство крупных городов страны, обеспечены торговыми площадями отнюдь не плохо на фоне европейских соседей. Так, по результатам середины прошлого года Нижний Новгород занимал третью строчку с показателем 619 кв. м. торговых площадей на тысячу жителей, а Санкт-Петербург имел 553 кв. м. на 1000 жителей. Для сравнения, Бухарест мог похвастаться 532 кв. м., Воронеж - 527 кв. м., Прага - 521 кв. метрами на тысячу жителей. При этом в Москве сейчас на тысячу граждан приходится 469 кв. м торговой площади. Москва в этом плане сильно отставала, имея 469 кв. м, однако с учетом строящихся и планируемых к строительству ТЦ уже к 2019 г. обеспеченность торговыми площадями москвичей может вырасти до 609 кв. м на 1000 жителей, позволив столице выйти на 5-е место в Европе. Впрочем, ручаться сейчас, что в ближайшие два года указанные темпы сохраняться, мы не беремся. По общему объему предложения качественной торговой недвижимости рынок Москвы остается крупнейшим в Европе (GLA - 5,47 млн кв. м). Второе и третье места занимают Париж (GLA – 4,7 млн кв. м) и Санкт-Петербург (GLA – 2,83 млн кв. м). Крупнейшим торговым центром в России, открытым в 2017 году, стал торговый центр «Вегас Кунцево» (GLA - 119 467 кв. м) в Москве. Среди региональных объектов крупнейшим стало открытие второй очереди торгового центра Central Park (GLA - 107 000 кв. м) в Курске. В нынешнем году тенденция умеренного спада темпов строительства коммерческой недвижимости скорей всего сохранится – планируется к вводу в эксплуатацию только один крупный объект - «Каширская Плаза» (GLA – 71000 кв. м) и несколько малоформатных ТЦ.

Читайте также